МОУ "Лицей №25 имени Героя Советского Союза В.Ф.Маргелова"
г.Саранск
  • Школьный лагерь

     Школьный лагерь с дневным пребыванием детей создан на базе МОУ "Лицей №25 им.Героя Советского Союза В.Ф.Маргелова". Лагерь функционирует в дни школьных каникул.

    Информационная карта программы
     Полное  название программы    Программа  школьного лагеря дневного пребывания детей «Эдельвейс»
    Автор – составитель программы   -  Дугонина Анастасия Юрьевна
    Форма организации  отдыха, оздоровления, занятости детей     Лагерь дневного пребывания
    Участники программы    Обучающиеся МОУ «Лицей № 25 имени Героя Советского Союза В.Ф.Маргелова» г. о Саранск в возрасте от 7-14 лет.
     Цель программы    Основной целью организации процесса в лагере  является создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время осенних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов,  наклонностей и возможностей.
    Задачи программы    •    проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
    •    развитие творческих способностей школьников;
    •    воспитание культуры поведения;
    •    формирование у школьников навыков общения;
    •    привитие навыков здорового образа жизни;
    •    развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
     
    Ожидаемыерезультаты от реализации программы    1.    Укрепление общего  здоровья воспитанников, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
     

                                                

                                                                  Вы ничему не можете научить человека,
                                                  Вы только можете помочь ему открыть это в себе.
             
          Лагерь – это новый образ жизни детей. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося  напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
    Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями.
       Спорту, как и реальной  жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей - вот обязательные условия достижения жизненных целей.       
     Жизнь и практика показывают: тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях.
         Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и взаимопомощь. 
    Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова». Здоровье – бесценный дар природы, источник счастья.
            Программа предусматривает обязательное проведение утренней зарядки, гигиенических процедур, солнечных и воздушных ванн, спортивных мероприятий, подвижных игр на свежем воздухе, организацию походов, экскурсий, бесед о здоровом образе жизни, включение в ежедневный рацион детей витаминов, фруктов и овощей.
          В целях обеспечения безопасности жизни школьников в программу включены беседы-инструктажи о правилах поведения детей на дорогах, в лесу, во время поездок, походов и экскурсий, в моменты проведения различных игр, в период трудовой деятельности. Запланирована учебно-практическая работа по выполнению и соблюдению правил пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи.
    Условия реализации программы
          По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены.
    Реализация программы обеспечивается нормативными документами: 
        Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
        Федеральный  государственный образовательный  стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.17.12.2010г. №1897) 
        Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.10. 2013г. N451 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы".
        Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 
        Федеральный проект «Школа Минпросвещения России» (заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования 25 августа 2021г.).
        Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014г. № 2403-р.
        Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021г. №Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"».
        Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя школа №25» (приказ №163а от 01.09.2015г); 
        Дополнительная образовательная общеразвивающая программа платных образовательных услуг (приказ №231/1 от 02.09.2019г.
        Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования  лицея (приказ №100/2 от 01.09.2020г.
        Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
        Указ Президента Российской Федерацииот 21.07.2020г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
        Программы развития лицея на 2022 – 2027г.г.  «Современная школа – школа равных возможностей» от 05.04.2022г.
        Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом МОН РФ №253 от 31.03.2014г;
        Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
         СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
        Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013г., № 33,ст.4378:
        Учебный план МОУ «Лицей №25 имени Героя Советского Союза В.Ф.Маргелова» на 2023-2024 учебный год;
        Положение о лагере дневного пребывания.
        Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
        Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
        Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
        Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
        Приказы Управления образования.
        Должностные инструкции работников.
        Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
        Заявления от родителей.
        Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
        Акт приемки лагеря.
        Режим работы лагеря
      Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание спортивных занятий (под руководством учителей физкультуры) и различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из профилирующих и других видов спорта, знания из различных областей науки. Спортивные занятия проводятся один раз в день в соответствии с планом работы.
    Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.
       Новизна данной программы заключается в том,   весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью и спортивными мероприятиями, четким режимом жизнедеятельности и питания.
        Цель программы: укрепление здоровья, реализация двигательного и творческого потенциала участников смены.
          Задачи программы:
    1. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
    2. Реализация социального заказа общества, потребностей семьи, интересов и потребностей ребенка в сфере свободного времени через аспект физической культуры и спорта.
    3. Изучение и учет познавательных, личных интересов, склонностей, способностей детей для осуществления личностно-ориентированного и развивающего обучения.
    4. Создание условий для самоопределения, самореализации и развития ребенка через включение в разнообразие деятельности интеллектуального, творческого, спортивного характера, помощь в развитии индивидуальных способностей детей.
    5. Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом детей, отдыхающих в лагере.
    6. Организация содержательного досуга детей и подростков.
    7. Формирование у детей и подростков навыков общения и толерантности.
     8. Укрепление здоровья детей.
                    Программа составлена с учетом требований ФГОС 
                         ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
     Личностные результаты освоения программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
    Личностные результаты освоения программы  отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
    Гражданского воспитания:
    готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
    активное участие в жизни семьи, Лицея, родного края, страны;
    неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
    понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
    представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
    готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
    готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
    Патриотического воспитания:
    осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, Мордовии, народов России;
    ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
    уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
    Духовно-нравственного воспитания:
    ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
    готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
    активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
    Эстетического воспитания:
    восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
    понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
    стремление к самовыражению в разных видах искусства.
    Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
    осознание ценности жизни;
    ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
    осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
    соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
    способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
    умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
    сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
     Трудового воспитания:
    установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Лицея, города, республики) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
    интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
    осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; 
    готовность адаптироваться в профессиональной среде; 
    уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
    осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
    Экологического воспитания:
    ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
    повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
    активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 
    осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
    готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
     Ценности научного познания:
    ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
    овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; 
    овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
    Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
    освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
    способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
    способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
    навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
    умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
    умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
    умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
    способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
    воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
    оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
    формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
     Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
     1. Безусловная безопасность всех мероприятий;
    2. Учет особенностей каждой личности;
    3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
    4. Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
      5. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
    6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
    7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
    8. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
                      
                    Формы и методы работы по программе
     - тематические экскурсии;
    - познавательные игры и викторины;
    - спортивные игры и соревнования;
    - игровые тестирования, опросы, анкетирование;
    - беседы, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
    - концерты, фестивали, акции.
                       
                 
    Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
    Реализация программы лагеря предполагает сотрудничество с социальными партнерами:
    1.    Национальная библиотека имени А.С.Пушкина
    2.    ДК Пролетарского района «Луч»
    3.    Мемориальный Музей Боевой славы и трудового подвига 1941-1945 г.г.
     Методическое обеспечение программы:
    Учебные и методические пособия:
           научная, специальная, методическая литература
    (См. список литературы)
    Материалы из опыта работы:
    Дидактические материалы:
       Бланки анкет.
      Инструкции по обработке анкет и тестов.
           Рисунки, картинки, карты, атласы.
    Методические разработки:
         Занятия по модульной системе. 
        Рекомендации по проведению мероприятий. 
        Разработки  бесед, походов, конкурсов, экскурсий.
        Индивидуальная работа с детьми.
       Кадровый ресурс:
    В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
    Координаторы смены:
    •    начальник лагеря,
    •    заместитель директора по ВР;
    •    учитель физической культуры.
    Кураторы отрядов:
    •    воспитатели отрядов (из числа педагогов школы).
     Материально-технический ресурс:
     
          
    Применение    Материальная база     
    Ответственные
    1    2    3    4
    Кабинеты    Классный кабинет    Материальная база школы
         Начальник лагеря, воспитатели,
    технический персонал
    Спортивный
    зал    Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды)    Материальная база
    школы    Руководитель по физической подготовке
    Спортивная площадка    Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе,  спортивные состязания    Материальная база
    школы    Физ.
    руководитель
    Пришкольный участок    Занятия на природе    Материальная база
    школы    Воспитатели, администрация лагеря
    Актовый
    зал    Праздничные экологические мероприятия и концерты    Материальная база
    школы    Воспитатели, администрация лагеря
    Медкабинет    Медицинский контроль мероприятий лагерной смены    Материальная база
    школы    Медицинский работник
    Школьная библиотека    Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности    Материальная
    База школы    Библиотекарь
    Школьная столовая    Завтрак, обед.    Материальная
    База школы    Заведующая пищеблоком
    Методический кабинет    Творческая
    мастерская
    воспитателей.    Материальная
    База
    школы    Воспитатели
    Комнаты гигиены    Туалет, раздевалка    Материальная
    База
    школы    Начальник лагеря, воспитатели,
    технический персонал


                Литература
    1.    Интернет - ресурсы.
    2.    А. Черногоров. Воспитываем детей на лучших образцах гражданственности и патриотизма //Народное образование – 2007. - №3. – с. 142.
    3.    А. Юриков. Воспитываемый потенциал в летнем лагере //Народное образование – 2007. - №3. – с. 71.
    4.   М. Фришман. Организация конкурсно – игровых программ в детском лагере. //Народное образование – 2007. - №3. –с. 170.
    5.    И. И. Сизоненко. Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. // Педсовет – 2007 – №3. – с. 6.
    6.    С.В.Постнова. Тренинг «Знакомство» в детском оздоровительном лагере. // Педсовет – 2007 – №3. – с. 7.
    7.    И.В.Лосева. Советы вожатому. // Педсовет – 2008 – №3. – с. 3.

    Приказ об открытии лагеря 2024г.

    Программа школьного лагеря 2024г

    Режим дня школьного лагеря 2024г

    План - сетка


     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie